ГИБДД активизирует проверки водителей каршеринга: будут распознавать по лицу

11
3 минуты
ГИБДД активизирует проверки водителей каршеринга: будут распознавать по лицу

В субботу, 3 апреля, в Москве на улице Орджоникидзе произошла трагедия — два человека погибли при столкновении такси и автомобиля каршеринга. Выяснилось, что 35-летний водитель прокатной машины был ранее лишен прав за вождение в пьяном виде и пытался скрыться от патруля ДПС, потому и вылетел на встречку, погубив себя и пассажира такси. Как случилось, что водитель-«лишенец» оказался за рулем каршеринга, и что операторы сервисов намерены делать, чтобы предотвратить ЧП, выяснял «МК».

Представители каршерингового оператора, чья машина стала виновником ДТП, заявили, что в системе водитель зарегистрировался давно, когда его права еще действовали. Очевидно, что сведения о приостановленных водительских удостоверениях до операторов каршеринга автоматически не доходят, а повторная проверка действительности прав если и проводится, то недостаточно часто. Вот и возникает казус: система пускает за руль «лишенцев», хотя в традиционном длительном прокате авто такого водителя бы завернули — удостоверения-то нет, оно на хранении в ГИБДД.

— Проблема определения, действительно ли клиент имеет право управлять автомобилем в данный момент, одна из самых серьезных в работе каршеринга, — рассказал «МК» представитель одного из московских операторов этого сервиса. — Речь не только о лицах, лишенных водительских прав, но и о подростках, как правило, пользующихся подложными учетными записями, и о тех, кто права управления не лишен, но садится за руль каршеринга в состоянии опьянения. Технологии сейчас позволяют проводить проверку личности водителя и действительности его прав перед началом каждой поездки, а в ходе поездки — устанавливать факт смены водителей, что запрещено правилами каршеринга. Проблема в том, что это делает процедуру начала поездки длиннее. А самое главное — пока нет онлайн-доступа к базе водительских удостоверений ГИБДД или постоянной рассылки операторам стоп-листа заблокированных удостоверений; мы не можем оперативно блокировать учетные записи тех, кто лишен права управления.

Представитель другого сервиса каршеринга рассказал «МК», что постоянное обновление информации о «лишенцах» — вопрос ближайшего будущего. Кроме того, вероятно, ключом к началу поездки станет биометрия: камеры, установленные в автомобиле, будут распознавать лицо водителя и сверять с параметрами, зафиксированными в учетной записи. Так удастся решить проблему подложных аккаунтов, а значит, убрать из-за руля подростков и тех, кто по каким-то причинам скрывает свою личность.

— Нужно быть готовыми, что поездки несколько подорожают, а некоторые мелкие операторы не смогут обновить свое оборудование и уйдут с рынка, — предупредил представитель каршеринговой компании.

Напомним, каршеринг в Москве развивается более 5 лет — впервые такой сервис появился в 2015 году. Российская столица находится в числе мировых лидеров по количеству автомобилей в краткосрочном прокате. Правительство Москвы поддерживает этот вид сервиса, считая его одним из основных видов городского транспорта в рамках так называемого мультимодального сценария мобильности. Житель мегаполиса может строить маршрут из одной точки города в другую при помощи общественного транспорта, такси и каршеринга, средств индивидуальной мобильности, главным из которых остается велосипед. Именно поэтому каршерингу дано право бесплатной для пользователей парковки по всему городу, включая зону «380 рублей в час» и места для резидентов. Кроме того, Москва материально поддерживает закупку новых транспортных средств для такси и каршеринга.

Напомним, что в ноябре 2020 года стало известно: МВД планирует предоставить операторам каршеринга доступ к базам данных водительских удостоверений для оперативной проверки их действительности. Тогда же представители операторов одобрили эту инициативу, однако воплощения она пока не получила.

Между тем, как сообщает глава ГИБДД МВД России Михаил Черников, за прошедший год количество погибших пассажиров такси выросло на 20%. Безусловно, это связано в том числе с тем, что процент таксомоторных перевозок в общем объеме легкового пассажиропотока растет, особенно в крупных городах. Но проблема в любом случае остается. И, видимо, без очередного закручивания гаек обойтись не удастся.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев