В Тбилиси студенты ГИТИСа сделали всем хокку

5
3 минуты
В Тбилиси студенты ГИТИСа сделали всем хокку

Каждый уважающий себя театральный институт и даже творческий вуз со временем обзаводится собственным международным фестивалем или конкурсом. У ВГИКа есть фестиваль дебютных фильмов, у «Щуки» — наших и зарубежных театральных школ «Подиум», а у ГИТИСа сразу два международных проекта: сценического фехтования «Серебряная шпага» и театральных школ СНГ «ГИТИС-мастер-класс». В последнем, кстати, прошедшем в онлайн-формате, участвовало пять стран. А один из самых известных на постсоветском пространстве театральных вузов — Тбилисский университет театра и кино — с 2009 года проводит фестиваль этюдов, который в этом году, несмотря на все нынешние ограничения, решили не отменять и также провели в онлайне.

Поскольку в жюри приглашены театральные специалисты с разных континентов, для удобства работы фестиваль пришлось растянуть на месяц. Он завершился объявлением лауреатов, которое тоже проходило онлайн, со всеми полагающимися торжественному моменту атрибутами — ведущими (их было двое — он и она), конвертами, которые ведущие распечатывали на глазах у зрителей нескольких континентов и объявляли имена победителей, театральные школы, которые они представляли.

Тут для непосвященных следует уточнить, что такое этюды. Этюд — это как эскиз у художника, который минимальными деталями только обозначает будущую работу. В придуманном 12 лет назад фестивале не может принять участие любой желающий, и только на том основании, что он учится в театральном. Этот фестиваль — строго для студентов 1–3-х курсов, хотя этюдами занимаются, как известно, и взрослые актеры: на репетиции режиссер может в любой момент предложить им сделать этюд. Например, один из лучших мастеров отечественной сцены Леонид Ефимович Хейфец в своей книге описал, как непросто принимали его любовь к этюдам в Малом театре. А режиссер требовал их ото всех, даже от народной артистки СССР Елены Николаевны Гоголевой. Та сперва долго сопротивлялась, а потом уже и сама ждала: «Леонид Ефимович, а когда будут (и само слово она чуть растягивала в середине) — этю-ю-юды?»

Но на грузинском фестивале сцену предоставляют только студентам, школы-участники заранее отправляли на конкурс записи своих работ. Это были наблюдения будущих актеров за животными (их было много), за людьми разных профессий. ГИТИС отправил несколько работ актерского и режиссерского факультетов, причем на первом курсе режиссерского (мастерская Юрия Бутусова) студенты делали этюды по японским хокку. И вот жюри Тбилисского фестиваля, куда входили американцы, грузины (в том числе любимый и известный в России Резо Чхеидзе), венгры (знаменитый Аттила Виднянский), поляки и др., выбрало в лауреаты премии за лучший этюд именно гитисовское хокку. Эта же работа была и среди номинантов на Гран-при, но в итоге он достался хозяевам фестиваля.

— Для ГИТИСа, даже если бы мы не получили никаких наград, сама по себе очень дорога возможность, пусть и онлайн, встретиться с коллегами из Тбилисского университета, — говорит ректор ГИТИСа Григорий Заславский. — Прежде мы знали, что раз в году встретимся обязательно в Летней школе в Шекветили, можно сказать, в райском уголке на берегу Черного моря, где директор Тбилисского театра им. Грибоедова Николай Свентицкий собирал актеров русских театров со всего бывшего СССР — с Украины приезжали актеры, из Азербайджана и Армении, Молдовы, с некоторыми из которых нигде, кроме как в Грузии, теперь не встретиться. А наши гитисовские педагоги с утра до вечера вели там занятия. Встреча в онлайне, конечно, не заменит радостного грузинского застолья и возможности поучиться бок о бок с коллегами из соседних стран, но хотя бы четверть от той радости в онлайне почувствовать все-таки можно, а получить при этом еще и главный приз — это уже почти половина от радости живого общения. На что мы все еще надеемся.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев