Валерий Фокин высказался об отношениях Запада и России через Достоевского

2
4 минуты
Валерий Фокин высказался об отношениях Запада и России через Достоевского

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин поставил «Литургию Zero» по роману Федора Достоевского «Игрок» еще в 2012 году. Теперь спектакль вошел в спецпрограмму «Золотой маски» «Достоевский и театр», посвященную 200-летию со дня рождения писателя, и представлен в Москве. Спустя почти десятилетие он держит форму, хотя сменилось уже несколько исполнителей. Антон Шагин, приглашенный на главную роль из московского театра «Ленком», успел стать мастером, но не утратил страсти. Страшно подумать, как он возвращается после спектакля в обычную жизнь, каким приходит домой.

Мы проходим по коридорам памяти его Алексея Ивановича — бедного дворянина и русского гувернера, пустившегося во все тяжкие. Оказавшись за границей вместе с семьей отставного генерала, он становится игроком на удачу. Ведет себя как подсевший на иглу наркоман, как не имеющий опоры подросток с седыми висками. Вся цепочка событий, свидетельствующая о том, как он дошел до черты, напоминает обратный отсчет. Мы наблюдаем за героем с его рокового конца, возвращаясь к началу.

За минувшее десятилетие Валерий Фокин успел поставить несколько спектаклей и вернуться в кино. Недавно он закончил съемки фантастической драмы «Петрополис» по сценарию своего сына Кирилла Фокина с Антоном Шагиным в главной роли. Такое ощущение, что не без влияния «Игрока». Владимир Огнев, которого сыграл у него в картине Антон Шагин, имеющий корни в Петербурге, проживающий ныне в США, исследует гипотетический сценарий развития человечества. Если подтвердится существование инопланетной цивилизации, только он сможет предотвратить конфликт между пришельцами и правительствами сверхдержав Земли. Герой фильма совершает путь по коридорам памяти, которые обретают материальное воплощение. Алексей Иванович в спектакле «Литургия Zero» тоже проносится по коридорам сознания, оставаясь в полном одиночестве. А зрителю дается шанс погрузиться в особенности русской ментальности.

«Игрока» не раз инсценировали, в том числе и в Александринке. Брались за это разные авторы. А теперь адаптировали, или, как указано в программке, переложили, для театра Валерий Фокин и Александр Завьялов. С самых первых своих режиссерских шагов Фокин интересовался Достоевским, поставил в конце 60-х дипломный спектакль «Чужая жена и муж под кроватью» в Театральном училище им. Щукина. Да и в его спектаклях не по Достоевскому не раз присутствовала тема двойничества, угадывались мысли зловещего русского гения.

Эра Зиганшина в роли Бабушки. "Литургия Zero". Сцена из спектакля. Фото предоставлено пресс-службой "Золотой маски"

Сценограф Александр Боровский придумал для «Литургии Zero» серое убранство, возвышающийся в центре постамент, на котором, подобно памятнику, стоит крупье. Он, как сладкоголосая птица, заманивает пением в свои сети сотни людей, управляет этим сонмом призраков как дирижер. Вокруг серой тумбы с кранами, наполненными целебными водами, кружатся плетеные пронумерованные кресла-кабинки, а в них люди, делающие ставки. В карусельном угаре проносятся разорившийся русский генерал в исполнении Сергея Паршина, его французская пассия мадемуазель Бланш, готовая в любой момент сбросить нижнее белье ради пачки денег. Тут и ничем себя не проявивший француз де Грие, благообразный англичанин Астлей в исполнении Игоря Волкова, снимающий на мобильный телефон «тварь дрожащую» Алексея Ивановича. Даже бабушка, смерти которой так ждут, словно восстав из могилы, заявится в Рулетенбург, начнет ставить на zero. Ради термальных источников люди приезжают на воды в Рулетенбург, прообразом которого стал немецкий Висбаден. В казино этого города до сих пор водят туристов со всего мира, почитающих самого загадочного русского писателя Достоевского. «Все русские таковы!» — эта фраза прозвучит в спектакле. Это они способны за минуту сжечь целое состояние, проиграть его в карты. Это они уповают на смерть какой-нибудь Пиковой дамы, чтобы спустить все наследство в казино. 

"Литургия Zero". Сцена из спектакля. Фото предоставлено пресс-службой "Золотой маски"

Валерий Фокин ставил спектакль о выборе и его последствиях. Можно ставить на зеро, как в игре в рулетку, и выигрывать, но в конце концов станет очевидно, что победа мнимая, а ставки нулевые. Размышление о взаимоотношениях Запада и России, которые в очередной раз достигли пика, о которых высказался режиссер, кого-то разочарует. Устами богатой бабушки, смерти которой ждут, глаголет истина. Хорошо у нас в России, и цветы такие, каких в Европе не сыскать.

В 2014 году сыгравшая бабушку Эра Зиганшина отмечена «Золотой маской» за лучшую роль второго плана. Она — как отдельная глава спектакля, его бенефициантка. Антон Шагин тогда номинировался в категории «Лучшая мужская роль». Кажется, что если бы его, сегодняшнего, вернуть назад, то он наверняка бы получил награду, поскольку довел роль до совершенства. Во многом благодаря его работе спектакль продолжает жить и жив особой энергией. Антон Шагин, конечно, актер экстраординарных возможностей.

В настройках компонента не выбран ни один тип комментариев